новогодние открытки Поздравительные открытки, открытки с днем рождения, старые открытки, советские открытки, виртуальные открытки - www.finecard.ru новогодние открытки к Новому Году Поздравительные открытки с днем рождения старые открытки советские  виртуальные открытки
Новогодние открытки, Открытки к Новому Году, Поздравительные открытки, открытки с днем рождения, старые открытки, красивые открытки, советские открытки, виртуальные открытки

Светозар Кузьмич Русаков
1923 - 14.08.2006

Новогодние открытки

ЕСТЬ ТАКОЙ ХУДОЖНИК [Посмотреть все работы художника]

автор: Георгий Бородин & animator.ru

Живет в Москве художник Светозар Кузьмич Русаков. Художник и популярный, и неизвестный. Его работу знает почти все детское и взрослое население бывшего Советского Союза. Его имя - лишь немногие.

Он учился в изостудии московского Центрального Дома пионеров. Был призван на трудовой фронт в район Смоленска. Воевал на Третьем Белорусском и Втором Украинском фронтах, в пехоте и артразведке противотанкового дивизиона, был контужен и ранен. Награжден орденами Славы III степени и Отечественной войны I степени, медалями "За боевые заслуги", "За взятие Кенигсберга", "Освобождение Праги" и многими другими... Но прославился не этим.

В 1946 году поступил в Художественно-промышленное училище им. Калинина, окончил его с отличием, затем учился во ВГИКе, на художественном факультете. Окончил его в 1956 году - тоже с отличием. Но и этот факт - не главный в его биографии.

С 1956 года работал на киностудии "Союзмультфильм". "Нарасхват" не шел, но успешно трудился, например, на фильмах И.П.Иванова-Вано, Д.Н.Бабиченко, Б.П.Дежкина... Пока в 1967 году судьба не свела его с малоизвестным тогда режиссером Вячеславом Котеночкиным. Русаков и Котеночкин вполне устроили друг друга, образовали альянс и работали совместно с небольшими перерывами вплоть до 1986 года, когда Русаков ушел на пенсию. Вместе они делали один фильм за другим, а в 1969 году Русаков, сам того не ведая, создал двух персонажей, которым суждено было стать героями целого цикла фильмов, побившего все рекорды популярности у советских зрителей и прославившего авторов в мировом масштабе. Что до Котеночкина, то в СССР не было режиссеров мультипликации, равных ему по популярности. Цикл назывался "Ну, погоди!". Персонажи - Волк и Заяц.

Русаков поначалу не придавал этой работе особого значения. Ну, одним фильмом больше... Впрочем, эта недальновидность была свойственна всей съемочной группе. А в результате многосерийной эпопеи, растянувшейся на 16 выпусков, Русаков вместе с соавторами получил ни много ни мало - Государственную премию СССР...

Но и это Светозар Кузьмич не считает главным событием в своем творчестве. На студии он изо дня в день рисовал эскизы, компоновки, типажи, правил работу фоновщиков, - в общем, нес производственное бремя, честно и добросовестно. А после работы, устав от Волка, Зайца, Котеночкина и вообще мультипликации, шел к себе в мастерскую. Там он доставал гуашь, темперу или акварель. Ставил на мольберт лист "прокладочной" бумаги, которую на студии используют, перемежая ею листы целлулоида с мульткраской - чтобы не слипались (потом за рубежом его будут спрашивать, где он добыл бумагу такого редкого сорта?). Включал трансляцию симфонической музыки (последнее время - радио "Орфей"). И, не зная заранее, куда поведет руку фантазия, за несколько минут создавал некие композиции на античные, библейские, средневековые, эротические или просто отвлеченные темы. Стихийно, в импровизационном режиме.

На "Союзмультфильме" о "Ну, погоди!" принято было говорить без "священного трепета". Многие коллеги Русакова в беседах об этой работе морщили нос и "снисходительно" вздыхали: "Дешевка...". Критики - те просто именовали китчем. Но некоторые из этих многих коллег, побывав в мастерской художника, больше никогда себе такого не позволяли и коренным образом меняли свое мнение о Русакове. Почему только некоторые? Потому что за 80 лет жизни у Лауреата Госпремии СССР Русакова не было ни одной персональной выставки. На групповых же вернисажах его работы порой пропадали бесследно. Так что знают его до сих пор в основном по "Ну, погоди!".

Хотя те, кто именуют сериал "дешевкой", могли бы обратить внимание и на то, что ни в одном из выпусков художник не повторился в выборе цветорешения, или на то, как часто Русаков менял технику изготовления фонов... Впрочем, кое-кто и это ставил художнику в вину: мол, своего почерка нет. И только в 1993 году, когда поредевшая "звездная" команда "нупогодистов" попыталась продолжить серию в неполном составе, в том числе и без Русакова, у многих произошла переоценка роли художника в этой работе. Созданные без Светозара Кузьмича семнадцатый и восемнадцатый выпуски, увы, красноречиво говорят о том, что значило для фильма его участие. Сам же Русаков категорически отказался от содействия продолжению - не из-за каких-либо обид, а попросту решив, что "тема закрыта".

Но и сам художник не относит свою работу над "Ну, погоди!" к числу великих заслуг. Потому что, создавая фильм, он прекрасно понимал, что подобной эксцентрической ленте эстетские "выкрутасы" только навредят. И сознательно "не тянул одеяло на себя", справедливо отдавая пальму первенства группе блистательных аниматоров под "капитанским" руководством Котеночкина. По признанию Русакова, успех фильма определил, в основном, их вклад. Русаков же "не высовывался". Не исключено, что скромность художника умножила популярность фильма. Для члена съемочной группы умение "не высовываться" - очень ценное качество. Без шуток.

Лавры авторства прославленного цикла пожинал большей частью режиссер. Многочисленные открытки, плакаты, книжки, альбомы, нарисованные Русаковым на темы и по мотивам фильма, не сделали его имя популярным. Создатель Волка и Зайца остается в тени и больше любит уединяться в мастерской, чем мелькать на телеэкранах.

Желанную, но пока так и не состоявшуюся выставку своих работ Русаков вообще хочет очистить от "мультипликационной" части и назвать соответственно - "Помимо". И ему есть что показать. Его авторские работы удивляют многообразием техник и манер. Сам Светозар Кузьмич сравнивает себя с японскими художниками, которые, как говорят, достигнув вершин мастерства в каком-то направлении, резко меняют свое творческое лицо и начинают "с нуля", даже берут себе новые имена. Но в отличие от японцев Русаков в замене имени не нуждается - оно и так не на слуху. Дай Бог, чтобы его творчество "для себя" было замечено и заставило бы говорить о нем всерьез хотя бы сейчас, в канун его юбилея. 3 апреля С.К.Русакову исполняется 80 лет. Если в связи с этой датой его наконец "откроют" как самобытного художника, можно будет подумать и о переименовании...

Пока же мы можем только поздравить Светозара Кузьмича с юбилеем и присоединиться к пожеланиям, прозвучавшим на его первом вернисаже - пока еще неполном, незаслуженно скромном, на котором почти не были представлены его удивительные акварели. Эту юбилейную, "предварительную" выставку в Государственном биологическом музее им. К.А.Тимирязева помогли организовать ТПЦ "Союзмультфильм", Культурный Фонд Михаила Шемякина, Фонд по изучению истории Евразии им. Князя Александра Невского и ФГУП "Союзмультфильм". А нам остается выразить надежду, что не за горами и "Помимо" - первая полноценная персональная выставка С.К.Русакова - создателя Волка и Зайца, Лауреата Государственной премии СССР, Художника, Который Не Высовывается...

Факты биографии

Учился в средней школе и художественной студии Центрального Дома пионеров. В начале Великой Отечественной войны призван ЦК комсомола г. Москвы на трудфронт в район Смоленска. Работал в "Окнах ТАСС" Новосибирска и армейской газете <Красная Звезда>. С 1943 г. - в рядах действующей армии. Принимал участие в боях III-го Белорусского и II-го Украинского фронтов, сначала в пехоте, а затем арт-разведчиком Отдельного противотанкового дивизиона. Был контужен и ранен, инвалид II группы.

После демобилизации в 1946 году поступил учиться в художественно-промышленное училище им. Калинина. Окончив его с отличием, продолжал учиться на художественном факультете ВГИКа, который окончил также с отличием в 1956 г. Все последующие годы работал художником-постановщиком на киностудии <Союзмультфильм>. С 1986 года - на пенсии.

Бессменный художник-постановщик популярной серии фильмов <Ну, погоди!>. Автор персонажей Волка и Зайца и многих других известных мультфильмов, признанных зрителями и получавших премии на Всесоюзных и международных кинофестивалях.

Лауреат Государственной премии СССР (1986 г.)

Член Союза художников и Союза кинематографистов

Участник Великой Отечественой войны.

Награжден орденами Славы III ст. и Отечественной войны I ст., медалями <За боевые заслуги>, <За взятие Кенигсберга>, <Освобождение Праги> и другими.


// Умер мультипликатор Светозар Русаков

В Москве на 84-м году умер один из корифеев советской анимации Светозар Русаков. Он был бессменным художником-постановщиком легендарного сериала "Ну, погоди!".

Среди громких имен "отцов" анимационной истории про Волка и Зайца – режиссера Вячеслава Котеночкина, сценаристов Феликса Камова, Александра Курляндского и Аркадия Хайта – имя Светозара Русакова теряется, хотя именно из-под его кисти Волк и Заяц вышли такими, какими их привыкли видеть поколения советских детей.

Светозар Русаков попал в анимацию случайно. В детстве он ходил в изостудию при Дворце пионеров, в которой юным рисовальщикам, вспоминал впоследствии аниматор, давали уроки такие видные художники, как Алексей Бялыницкий-Бируля и Игорь Грабарь. Когда началась война и Светозар Русаков оказался в эвакуации в Новосибирске, эти "пионерские" навыки ему пригодились. Там он рисовал агитационные политические плакаты в "Окнах ТАСС". Воспользоваться своим умением пришлось и на фронте, в 1943 году Светозар Русаков зарисовывал схемы боевых участков и при каждом удобном случае делал наброски. Когда в 1944 году он добрался до Москвы, все художественные институты уже закончили прием. Поступить молодому художнику удалось только в Училище народных искусств им. Калинина на федоскинскую роспись. И только после этого Светозар Русаков оказался на анимационном отделении ВГИКа, куда его привел друг. Дебютом Светозара Русакова в полнометражной мультипликации стала совместная работа с Петром Репкиным – "Приключения Буратино". После этого художник работал с Борисом Дежкиным над знаменитыми фильмами "Шайбу! Шайбу!", "Чиполлино" и "Необыкновенный матч". Но самым ярким периодом его карьеры стала работа над сериалом "Ну, погоди!".

В своих интервью Светозар Русаков вспоминал, что образ Волка возник из воспоминаний. Однажды в 1941-м году молодой художник отправился в кино, в страшный мороз перед кинотеатром выстроилась огромная очередь, но тут один мужчина начал пробиваться, отпихивать людей локтями. Светозар Русаков пробрался за ним вслед и, схватив за воротник, сказал: "Джентльмен, куда это вы лезете?", на что тот с кулаками бросился на него: "Это я – джентльмен? Ты как посмел меня так обозвать?" В 1986 году в том числе и за этого самого знаменитого мультхулигана Светозар Русаков получил Государственную премию СССР.

С производства популярного мультсериала Светозар Русаков ушел 20 лет назад, после 16-й серии, после смерти Анатолия Папанова. Эта серия стала не только последней "настоящей" (17-я и 18-я серии уже были сделаны на основе незавершенных материалов), но и последней анимационной работой Светозара Русакова. После своего ухода из анимации Светозар Русаков занимался графикой и живописью. Что неудивительно – даже Вячеслав Котеночкин признавал в своих воспоминаниях: "Светозар Русаков такой художник, что мог и музыку выразить в рисунке".

МАЙЯ Ъ-СТРАВИНСКАЯ

До Нового Года остался 191 день

Категории
открыток
Rambler's Top100 Rambler's Top100 Поиск книг в крупнейших интернет-магазинах!